ОП: закон «О промышленной политике в РФ» требует доработки

ОП: закон «О промышленной политике в РФ» требует доработки

14.10.2014
Статьи и обзоры

14 октября в ОП РФ прошли общественные слушания по обсуждению законопроекта «О промышленной политике в РФ».

Напомним, что внесенный Правительством законопроект был принят в первом чтении 7 октября и теперь готовится ко второму.

ОП РФ в настоящее время проводит общественную экспертизу данного документа.

«Закон действительно необходим, однако нуждается в существенной доработке», - заявил председатель Комиссии по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев.

По мнению экспертов, законопроект может повторить негативный опыт нормативно-правовых актов, регламентирующих создание территорий опережающего развития (ТОР).

«Сейчас документ ориентирован на то, что меры государственной поддержки предполагается предоставлять не конкретным компаниям, а фактически искусственно созданным территориям. То есть основной посыл идет не на поддержку инвесторов, которые готовы развивать конкретные проекты, и которые понимают, где это делать и как, а на абстрактную конструкцию», - отметил руководитель экспертной группы при Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Максим Довгялло.

Он привел аналогию с дальневосточными ТОРами. Напомним, что 10 октября в ОП РФ прошло онлайн-совещание с экспертами из дальневосточных регионов, на котором прозвучала критика готовящегося законопроекта о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке (https://oprf.ru/press/news/2014/newsitem/26375).

По мнению члена Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Сергей Фахретдинов закон не должен быть рамочным.

«В законе прописаны общие системные принципы, но нет конкретных механизмов. И если его продолжать рассматривать в таком виде то, после его принятия мы потратим еще пять лет на составление подзаконных актов, в которых будем прописывать механизмы», - Сергей Фахретдинов.

«В законопроекте много противоречивых моментов - с одной стороны, говорится о создании фондов, финансировании промышленности, с другой – компании должны работать в нормальных рыночных условиях, а это значит, что предприятия должны иметь оборотные средства. Банковская система сейчас устроена таким образом, что им не интересно финансировать производство. Также необходимо прописать место бизнес-сообщества во взаимодействии с государством – в законе не определены практики такого взаимодействия и нет обязательств», - отметил член Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Андрей Разбродин.

По мнению члена ОП Олега Калинского в документе не урегулирован вопрос возможного увеличения взносов работодателей, подписавших инвестиционный контракт, в государственные внебюджетные фонды.

«Кроме того, в законопроекте есть ряд требований, которые противоречат друг другу: одни положения устанавливают возвратность средств, а в других - речь идет о субсидиях, которые, в соответствии с положениями действующего законодательства, не являются возвратными. Есть еще ряд моментов, которые нужно уточнять», - отметил Калинский.

«Безусловно, положительным является тот факт, что закон предписывает создание Совета по промышленной политике при Президенте РФ. Однако четко должны быть прописаны его функции. При этом в законопроекте есть терминологические расхождения. В частности, не очень понятно разделение муниципальной политики в области промышленности и государственной. Кроме того, недостаточно проработаны вопросы поддержки экспорта, борьбы с контрафактной продукцией», - отметил член Комиссии Игорь Коровкин.

Директор Департамента стратегического развития Минпромторг РФ Василий Осьмаков отметил, что действительно места, которые необходимо править - есть и Министерство готово рассматривать все предложения правок, которые к нему поступают.

Однако, по его мнению, законопроект изначально планировался, как рамочный и должен привести промышленную политику к «общему знаменателю».

«Сейчас нужен системный закон, который установит правила игры, создаст новые институты, определит правила государственной поддержки. Что касается подзаконных актов, то есть определенный регламент их составления. Мы уже отправили ряд актов на обсуждение в общественные организации. Причем мы осознанно отправили их в сыром виде, как приглашения к комментариям и предложениям. Надеемся на взаимодействие», - отметил Осьмаков.

По итогам слушаний ОП РФ направит свое заключение на законопроект в Правительство и Государственную думу РФ.

Ранее к первому чтению в Госдуме ОП РФ направила свой отзыв на законопроект Председателю Госдумы Сергею Нарышкину за подписью секретаря ОП РФ Александра Бречалова (Подробнее - https://oprf.ru/press/832/newsitem/26308).

К сведению: В документе прописаны приоритеты промышленной политики, меры по поддержке промышленного производства, полномочия органов государственной власти и муниципалитетов. Кроме того, законопроект предписывает создание специальной государственной информационной системы и Совета по промышленной политике при Президенте РФ.